Партизанский удар: США не ожидали https://zen.yandex.ru/media/tsargrad.tv/partizanskii-udar-ssha-ne-ojidali-62b46e3447326c66af4f4dc2?&utm_campaign=dbr&
Латинская Америка продолжает свой резкий поворот влево. Страны континента, одна за другой, на президентских выборах выбирают левых политиков.
Пришёл черёд Колумбии, где впервые в ходе президентских выборов победил представитель коалиции левых сил. Казалось бы, это "электоральные качели", которые вошли в очередной левый цикл? Отнюдь нет. Западное полушарие встроилось в глобальное переформатирование, в результате которого США перестают быть единственным центром власти и рождается новый многополярный мир.
Президент с бэкграундом
Итак, в ходе второго тура президентских выборов победил кандидат объединённых левых сил Колумбии Густаво Петро. Он набрал 50,44% голосов избирателей, опередив ставленника местного проамериканского истеблишмента Родольфо Эрнандеса, который получил 47,31% голосов. В чём сенсация? Во-первых, впервые в истории республики высший государственный пост займёт представитель левой части политического спектра Колумбии. Во-вторых, Петро – не просто сторонник левых взглядов, каковые очень популярны во всех странах Латинской Америки. Он – один из бывших лидеров левой партизанской организации "Движение 19 апреля" (Movimiento 19 de Abril, М-19), которая с 1970 года вела вооружённую борьбу против местных властей.
М-19 стоит в центре одного из главных эпизодов 50-летней гражданской войны в Колумбии – штурма и захвата Дворца правосудия в столице страны Боготе в июне 1985 года. Тогда повстанцы из М-19 захватили здание дворца с требованием отмены властями решения об экстрадиции в США политических заключённых и членов Медельинского наркокартеля. В результате штурма Дворца правосудия погибло много военных и гражданских лиц. Захваченные оставшиеся в живых партизаны были подвергнуты пыткам и убиты без суда. М-19 была второй по численности партизанской группировкой в Колумбии после "Революционных вооружённых сил Колумбии (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia – FARC), которая начала свою вооружённую "революционную борьбу" в 1964 году с правительством "за построение Новой Колумбии, общества социальной справедливости и социального равенства". Похожие лозунги использовала и М-19. Обе группировки, несмотря на их поддержку крестьянами в сельских районах страны, скомпрометировали себя связями с наркоторговцами и захватом заложников, в связи с чем получили от властей название "наркопартизан". К 90-м годам прошлого века левые повстанцы контролировали почти половину колумбийской территории.
В 1990 году Густаво Петро лично участвовал в налаживании мирных переговоров с правительством и помог властям в прекращении деятельности М-19. Был амнистирован и участвовал в формировании политической партии "Демократический альянс M-19" (AD M-19). Однако полноценное участие бывших партизан из М-19 в политической жизни страны стало возможным после того как в сентябре 2016 года мирное соглашение с правительством Колумбии подписало FARC, переформатировавшись чуть позже в политическую партию
Левая тенденция
Вот такой любопытный бэкграунд у нового президента Колумбии. К моменту избрания он стал респектабельным политиком с левыми взглядами, которого исторический процесс вынес на волну избирательной кампании во главе коалиции левых сил. Между тем этого бы не случилось в Колумбии, на протяжении многих десятилетий выполнявшей роль главного союзника США в Латинской Америке, если бы не начавшийся года три назад крутой разворот всего континента влево. Результаты выборов в Колумбии – убедительное свидетельство этого разворота.
Тенденция прихода к власти левых сил началась четыре года назад с победой левых на президентских выборах в Мексике и Аргентине. Сначала в 2018-м в Мексике президентом был избран Андрес Мануэль Лопес Обрадор, который поставил своей целью изменение политической структуры страны в сторону социальной справедливости. Пару лет назад он совершил неслыханное – инициировал общенародный референдум, на котором обсуждался вопрос о привлечении к суду пяти бывших президентов Мексики за совершённые ими такие преступления, как коррупция, массовые убийства крестьян, связь с наркомафией и проч.
Затем настал черёд Аргентины, где в 2019-м пришел к власти представитель левых Альберто Фернандес, также полностью перевернувший внутреннюю политику страны – от обслуживания интересов крупного иностранного капитала в пользу искоренения бедности и голода. К этому надо добавить, что Лопес Обрадор и Фернандес стали инициаторами создания "антилиберальной оси Латинской Америки", что подразумевает создание неформального блока государств региона, выступающих с позиций социальной справедливости, против гегемонии крупного американского капитала. По сути, это блок противления Доктрине Монро, которая реализуется Соединёнными Штатами уже почти два века и которая называет Западное полушарие зоной "жизненных интересов" США.
Далее – со всеми остановками
Затем была Боливия, где после инспирированного Вашингтоном госпереворота в 2019-м из страны бежал президент Эво Моралес – первый боливийский президент-индеец, который отличился тем, что инициировал принятие закона о передаче всех недр страны в собственность народа, чем сильно огорчил действовавшие до того в Боливии многочисленные иностранные компании, эксплуатировавшие богатейшие природные ресурсы страны. Однако год спустя представитель партии Моралеса Луис Арсе уверенно победил в ходе повторных президентских выборов.
После Боливии в очередь на перемены выстроилась Чили – витрина "химически чистого капитализма" в Латинской Америке, созданная ещё в эпоху режима диктатора Аугусто Пиночета по рецептам Чикагской школы экономики. В 2019 году там произошла левая революция "снизу" – народный бунт, в котором приняло участие большинство населения страны. Оно требовало изменить социально-политическую систему страны, при которой четверть национальных богатств принадлежит 1 проценту чилийцев, а вся социальная сфера – медицина, образование, соцобеспечение – отдана в частные руки. В результате власти согласились на национальный референдум об изменении действовавшей до сих пор пиночетовской конституции. Как следствие изменения социального климата на президентских выборах в Чили в этом году победил молодой левак Габриэль Борич.
В 2021 году сенсация прилетела из Перу. Там на президентских выборах победил сельский учитель Педро Кастильо, со своей простой "крестьянской" идеологией обошедший выдвиженку местного истеблишмента Кейко Фухимори.
И, наконец, подтверждение левого разворота Латинской Америки все ждут из Бразилии, где в октябре этого года пройдут президентские выборы. Главным претендентом на президентское кресло является экс-президент страны Инасиу Лула да Силва – лидер левой "Партии трудящихся" и самый харизматичный политик Бразилии за последние несколько десятилетий. Пять лет назад, не без помощи "специалистов" в области политических технологий из США, его выбили из президентской гонки, обвинив в коррупции. Ему дали 9,5 года тюрьмы. Однако около года назад Верховный суд нашёл ряд грубых процессуальных нарушений в деле Лулы, снял с него все обвинения и вернул политические права. В результате Лула вновь превратился в главного соперника нынешнего президента Бразилии Жаира Болсонару. По всем опросам, Лулу ждёт победа.
Весь этот социально-политический контекст, конечно, не будет полным, если не упомянуть главных генераторов левой идеи в Латинской Америке – Кубу, Никарагуа и Венесуэлу, которые являются главными противниками США в регионе и ориентиром для всего левого латиноамериканского движения.
Главный вассал США
Довольно подробно описанный нами политический ландшафт Латинской Америки позволяет понять то, что этот регион буквально заряжен на радикальные изменения в сторону от либеральной экономики. Регион буквально кипит идеями социальной справедливости. Говоря о левых в Латинской Америке, надо обязательно оговориться, что это довольно разношёрстное движение, с многочисленными оттенками и предпочтениями. Однако их всех объединяют несколько принципиальных вещей: приверженность социальной справедливости (не путать с уравниловкой); большие симпатии к бывшему Советскому Союзу, а теперь к России; поддержка Кубы, Никарагуа и Венесуэлы в их противостоянии Вашингтону; ярко выраженный антиамериканизм. Колумбия оказалась буквально втянутой в эту воронку левой тенденции.
Учитывая приведённую выше характеристику латиноамериканских левых, нетрудно догадаться, что результаты президентских выборов в Колумбии сильно озадачили США. Причём больше, чем все другие выборы в регионе. Дело в том, что Колумбия до сего момента была главным союзником США в Латинской Америке. В 2018-м Колумбия стала первым "глобальным партнёром" НАТО в Латинской Америке. Втягивание Североатлантическим альянсом Колумбии в сферу своих "партнёров" де-факто на правах члена представляло собой формальную подготовку США к вероятному вооружённому вторжению в Венесуэлу для свержения правительства Николаса Мадуро. Теперь всё меняется. США теряют Колумбию как своего союзника и как основной плацдарм давления и вероятного вооружённого вторжения в Венесуэлу. Густаво Петро уже заявил, что намерен восстановить дипломатические отношения с Венесуэлой и убрать военную напряжённость на границе с ней. Он подверг сомнению эффективность действующей политики страны по борьбе с наркоторговлей, которая проводилась при активном сотрудничестве с Соединёнными Штатами. Вашингтон вложил в эту борьбу миллиарды долларов, но результата нет: кокаин мутным потоком всё равно идёт в США. При таких-то финансовых и военных возможностях США? А хотел ли Вашингтон реально прекратить наркотрафик?
Штаты крайне обеспокоены переменами в Колумбии. Президент США сам уже поспешил позвонить Густаво Петро, чтобы понять, как далеко новый президент намерен зайти в своих переменах. "Президент Байден также приветствовал возможность обсудить двустороннее сотрудничество в области безопасности и борьбы с наркотиками. Они обсудили важность взаимоуважения и партнёрства как основы отношений между США и Колумбией и договорились о том, что их команды будут сотрудничать и напрямую взаимодействовать по общим интересам", – говорится в пресс-релизе Белого дома. Хорошая мина при плохой игре.
Что с того?
Американцам не удаётся скрыть своей крайней тревоги. Латинская Америка отворачивается от США, что ярко демонстрирует её левый разворот. Он нашёл своё выражение в состоявшемся полмесяца назад в Лос-Анджелесе Саммите Америк: приглашение от имени президента США Байдена на саммит проигнорировали восемь президентов региона. Саммит Америк вместо запланированного триумфа стал "дипломатическим кошмаром Вашингтона", как то признала западная печать. Теперь ещё один удар по Штатам – прямо в лицо. Выборы в Колумбии обещают резко поменять всю геополитическую конфигурацию в регионе. Колумбия вливается в антиамериканский блок в Латинской Америке. Всё это открывает новые возможности для России. Надо не упустить.
Это не очередной левый цикл в Латинской Америке. Ещё пару-тройку лет назад среди экспертов было принято считать, что после прихода к власти левых непременно наступит откат вправо в ходе очередного электорального цикла. Так и было в последние два десятилетия. Но в контексте происходящих в мире изменений после 24 февраля это видится в совершенно ином свете. Западное полушарие включилось в глобальное переформатирование, в результате которого мировой гегемон теряет рычаги управления и рождается новый многополярный мир.